ПРО УТРЕНЮЮ ЗАРЯДКУ

      Однажды физкультурный теоретик Лев Матвеев выдумал свою универсальную теорию периодизации подготовки спортсменов. Противники этой теории были всегда. В среде ученых от спорта в свое время даже бродила байка о том, как посетивший библиотеку Бостонского университета профессор Матвеев нашел ссылки на свои научные работы с пометками «Практического значения не имеет». Но, несмотря на факты, указывающие на ошибочность данной теории, она (и праведными, и неправедными стараниями самого патриарха от теории и методики физической культуры и спорта) по сей день главенствует в практической спортивной педагогике.

      Увы, даже оппоненты г-на Матвеева в большинстве своем не приемлют лишь внешнюю сторону, оболочку его теории, не замечая ошибочности ее внутреннего содержания. Но именно в стержне указанной теории кроются глобальные ошибки, препятствующие созданию эффективных методик воспитания высококвалифицированных спортсменов. А вот ее оболочка как раз содержит рациональное зерно.
      Согласно положениям вышеупомянутой теории годичный цикл подготовки спортсмена делится на определенные периоды. Один из таких периодов – общеподготовительный, или базовый. По мнению абсолютного тренерского большинства, он призван обеспечить общую физическую подготовку спортсменов при выполнении ими специальной работы. Но сам термин «общая физическая подготовка» не имеет права на существование. Любая выполняемая организмом работа абсолютно специфична. И выполнение каждой конкретной работы обеспечивается конкретным комплексом структур организма (включающим как макро-, так и микроструктуры). Именно этот комплекс и тренируется в процессе выполнения определенной работы. И на тренировку каждого этого комплекса организм расходует свой функционально-структурный запас, который далеко не беспределен. Образно выражаясь, этот запас можно представить в виде бочки воды, приготовленной для только что посаженного дерева. Разбрызгай эту воду широко вокруг – и дерево засохнет. Вылей все сразу под корень – сгниет. И только грамотное дозированное выпаивание дерева позволит ему выжить в новых условиях и продолжить свой рост.
      Тот же Матвеев пишет: «По мере возрастания абсолютного уровня спортивных достижений становилась анахронизмом некогда «распространенная практика спортивного универсализма». Но термин «общефизическая подготовка» и практика тренировки абстрактной физики вопреки всякой логике неистребимы. Есть незыблемый закон природы: если в одном месте что-то прибавится, то в другом месте обязательно убудет. В науке он более известен как закон сохранения энергии. И согласно этому закону чем более неспецифична выполняемая спортсменом тренировочная работа, тем больший ущерб наносится основной спортивной деятельности.
      Мне приходилось наблюдать юных хоккеистов, замученных в предсезонной подготовке кроссами, а потом добрую половину сезона учившихся чуть ли не заново кататься на коньках. Я видел, как на глазах разваливалась игра добротных взрослых хоккеистов, проявлявших чрезмерное усердие в тренажерных залах с целью повышения неких силовых показателей. Господа тренеры! Тренировочная работа на предсезонке прежде всего должна приводить к росту специальной (а не общей – таковой и не существует!) тренированности! Дополнительные средства занятий всегда должны подбираться аккуратно. И должны способствовать росту специальной тренированности, а не препятствовать ей. Потому неспецифическая тренировочная работа для каждого отдельного спортсмена по таким показателям, как объем и интенсивность, не должна превышать определенного уровня, исчисляемого от объема и интенсивности специальной работы (а это всегда работа на льду!) хоккеиста.


      Ошибки «Крылышек»

      Вообще, предсезонный тренировочный период – одна из важных составляющих подготовки хоккеистов. От того, как проведена предсезонка, во многом зависят результаты игры команды в последующем сезоне. Поэтому понятно и оправдано желание тренеров получить от предсезонного периода подготовки своих команд максимальный эффект. Однако большинство тренеров из года в год повторяет на этом этапе подготовки одни и те же общие ошибки. И не нужно быть гением, чтобы просчитать, к чему они приведут. Чуть больше года назад в беседе с Владимиром Репневым, одним из ветеранов команды «Крылья Советов» (ныне – детским тренером), рассказавшим мне о содержании предсезонной подготовки «Крылышек» (под руководством Вячеслава Анисина вылетевших из суперлиги), я выдал аргументированный прогноз относительно результатов игры команды в начале сезона. И напомнил своему собеседнику о его скептической реакции на мое негативное предсказание через месяц после начала очередного чемпионата России, в котором «Крылья» «сливали» матч за матчем.
      Широко распространено ошибочное представление о том, что рост мастерства хоккеиста обеспечивается исключительно большими объемами выполненной им тренировочной работы. Именно из-за стремления заставить каждого хоккеиста и команду в целом выполнить необходимый, по мнению тренера (на самом деле – как можно больший!), объем работы, сегодня и организуются учебно-тренировочные сборы. Когда-то экс-рекордсмен мира в метании молота Борис Зайчук уверял меня, что без регулярного пребывания на учебно-тренировочных сборах невозможно достичь высоких результатов в спорте. Мотивировал он это тем, что только на сборах спортсмен может отрешиться от неизбежных домашних и прочих дел и посвятить все свое время спорту. Но, проводя на сборах по шесть-девять месяцев в году, Зайчук никогда не форсировал объемы и интенсивность тренировочных нагрузок, а лишь больше времени уделял восстановлению. И такая тактика позволила ему, не обладавшему уникальными физическими данными, первым в мире послать молот за отметку 80 метров.
      Тренировочное расписание каждого сбора хоккеистов (независимо от их возраста!) всегда относительно стандартно: часовая зарядка, утренняя и вечерняя тренировки. Но тот же Борис Зайчук в свое время категорически отрицал необходимость для спортсмена утренней зарядки, справедливо ссылаясь на побеждавших в те годы всех и вся восточных немцев. В наш спорт утренняя зарядка привнесена из арсенала физической культуры (напомним, что спорт и физкультура – две различные по своим целям и задачам ветви общечеловеческой культуры) в период становления власти большевиков. В непрерывно воюющей стране Советов утренняя зарядка должна была приучить потенциальных и действующих солдат к скорейшему переходу от сна к активному бодрствованию. Это могло либо спасти их жизни при внезапном нападении врага, либо обеспечить большую продолжительность и эффективность ведения боя в той же ситуации.
      Несмотря на то, что такое экстренное «включение» организма после сна наносит ему определенный вред, утренняя зарядка в той же армии вполне может быть оправдана с позиций военной необходимости. Вместе с тем, ни один из опрошенных мной тренеров не смог вразумительно ответить на вопрос: зачем хоккеисту, и так тренирующемуся два раза в день, нужна утренняя зарядка? К слову, чаще всего утренняя зарядка превращается тренерами в короткую дополнительную тренировку общефизической направленности. Спортсмены, таким образом, получают уже три тренировки в день, первая из которых в любом случае идет только во вред.
      О практике проведения двух-, трехразовых (в день) тренировок следует поговорить отдельно. Немного истории. Двухразовые тренировки стали применяться в мировом спорте (прежде всего в плавании и в легкой атлетике) с конца 60-х годов XX столетия – в эру широкого вхождения в спорт анаболических стероидов (гормональные средства, обеспечивающие задержку в организме азота и усиление синтеза белка, а благодаря этому – ускоренное восстановления после тренировочных нагрузок и выраженный рост спортивной работоспособности). Было замечено, что если интенсивную тренировку разделить на две части (уменьшив, таким образом, объем каждого из тренировочных занятий) и разнести их во времени (сделать две тренировки, утреннюю и вечернюю), то тренирующий эффект на фоне приема анаболиков значительно возрастет. Несведущие в фармакологических тонкостях подготовки ведущих атлетов тренеры смогли оценить лишь внешнюю часть такой работы. И двухразовая тренировка стала традицией в том же плавании уже и вне сборов, несмотря на то, что чистая (без анаболического допинга) двухразовая тренировочная работа не обеспечивала желаемого тренировочного эффекта. Более того, и первая, и вторая тренировки со временем увеличились по таким показателям, как объем и интенсивность, что все чаще стало приводить к перетренировке и прекращению роста спортивных результатов.
      Известный некогда толкатель ядра Рэндольф Матсон пробовал тренироваться трижды в день, но отказался от такой практики – это не приводило к росту спортивного результата, несмотря на то, что он, как и все американские метатели того времени, активно использовал в своей подготовке анаболические стероиды. В той же легкой атлетике ведущие спортсмены и тренеры уже в середине 70-х – начале 80-х годов XX века отвергли практику двухразовых тренировок, принося, тем не менее, нашей стране европейские, мировые и олимпийские медали. Однако в российском хоккее до сих пор превалируют представления о необходимости тренироваться как можно больше. При этом тренерами игнорируются не только реально действующие законы физиологии, но и основные постулаты спортивной педагогики. К слову: законы физиологии – часть законов мироздания, они не зависят от наших представлений об их сущности. Эту фразу следовало произнести еще и потому, что сегодня учеными кардинально пересматриваются многие представления о человеческом организме, еще недавно казавшиеся верными и незыблемыми. И что важно для спорта, с учетом этих представлений создаются новые методики тренировок. Причем это новое возникло именно из осознанной необходимости повысить эффективность тренировок и дать возможность атлетам с меньшими временными и энергетическими затратами достигать более высоких результатов в спорте.
      Однако сегодняшние хоккейные тренеры в отличие от тренеров старой школы не утруждают себя поисками кратчайших и эффективнейших путей спортивного совершенствования для своих воспитанников. Спортивные педагоги в большинстве своем нынче работают, как прапорщик из старого анекдота, по принципу: чего там думать, трясти надо! И трясут, и каждый год ждут, когда в их команду взамен необученных, а то и испорченных ими хоккеистов придут воспитанные кем-то и где-то игроки. И по той же причине большинство детских тренеров, доработав до пенсионного возраста, так и не могут похвастаться ни одним своим учеником, попавшим в команду мастеров.
      Двух-, трехразовые чистые (без допинга) тренировки исключают возможность полноценного восстановления спортсмена после каждой тренировочной нагрузки. Для этого организму элементарно не хватает времени, научные исследования еще 70-х годов теперь уже прошлого столетия убедительно доказывают это. Таким образом, тренеры, практикующие двух- и трехразовые тренировки, лишают своих спортсменов важнейшей и неотъемлемой составляющей тренировочного процесса восстановления. Но именно полноценное восстановление после правильной тренировочной нагрузки является обязательным условием роста тренированности спортсмена. Но о каком росте тренированности может идти речь, если и так не имевшие лишнего веса 11–12-летние хоккеисты приезжают с двухнедельного сбора похудевшими на два-три килограмма (для мальчика весом 50 кг это потеря 4–6% активной массы тела)?!


      Издержки производства

Еще одна негативная сторона практики использования многоразовых тренировочных занятий – травмы, возникающие из-за недовосстановления и хронического перенапряжения опорно-двигательного аппарата спортсмена. В частности, в прошлом году на двухнедельном сборе, проходившем по ежедневной схеме зарядка плюс две тренировки (участвовало 38 юных хоккеистов «Динамо»), было зафиксировано 14 травм, связанных именно с перегрузкой опорно-двигательного аппарата. На том же сборе у троих юных хоккеистов, просто-напросто не поднявшихся с постели к очередной тренировке и отсыпавшихся на протяжении двух суток, было зафиксировано элементарное физическое истощение. На этом фоне как-то даже неудобно упоминать о многочисленных опрелостях и потертостях от хронически не просыхающей хоккейной экипировки. Самое интересное, что тренер был заранее предупрежден мной о неизбежном негативном исходе таких тренировок, но лишь в очередной раз отмахнулся: мол, слишком умный!
      Есть еще одна проблема, чаще всего проявляющаяся именно на предсезонных сборах: даже внешне соблюдая принцип специфичности тренировки (то есть проводя тренировки на льду), тренеры, стремясь объять необъятное, пытаются втиснуть в тренировочные занятия разнонаправленные (различной специфики и с различным тренировочным эффектом) упражнения. В результате получается мешанина из тренировочных нагрузок, на которые организм спортсмена реагирует совершенно непредсказуемо. Вышеупомянутый профессор Матвеев по этому поводу пишет: «Если, к примеру, на одном и том же этапе тренировки концентрируются в больших объемах подготовительные упражнения, требующие полной мобилизации аэробных и анаэробных возможностей спортсмена, вероятен своего рода «конфликт» между кумулятивными эффектами этих упражнений (известно, что возрастание уровня максимального потребления кислорода может сопровождаться снижением уровня так называемого порога анаэробного обмена – ПАНО, и напротив – с возрастанием ПАНО может уменьшаться МПК, что получило наименование феномена Джонгблоя )». Для большинства тренеров по причинам, о которых я собираюсь поведать читателю в будущем, содержание приведенной фразы китайская грамота и не дает представления о том, что происходит в этом случае с игроком.
      Поэтому позволю себе краткий комментарий. Речь здесь идет о показателях функции дыхания, по сей день исследуемых специалистами по врачебному контролю и спортивными физиологами в неспецифических (лабораторных) условиях. ПАНО, порог анаэробного обмена, свидетельствует о мощности анаэробных ( бескислородных ) систем энергообеспечения. МПК, максимальное потребление кислорода – показатель, отображающий способность организма утилизировать кислород воздуха во время предлагаемой ему максимальной работы (замечу: в лабораторных условиях речь опять-таки идет о неспецифической работе). Кумулятивный эффект накопления физических качеств – искусственный термин, созданный спортивными педагогами для объяснения непонятного им самим: как вопреки всем тренерским усилиям отдельные спортсмены все-таки достигают высоких результатов?! Шутка! И еще: там, где говорится о конфликте, вместо слова «вероятен» следовало бы поставить слово «неизбежен». На практике все гораздо проще – тренер, не умеющий правильно строить каждое тренировочное занятие и тренировочный цикл в целом, никогда не знает, к чему приведут тренировки. Иными словами, возрастут ли в результате титанических усилий скоростные показатели игроков или повысится их выносливость, или упадет и то и другое и отработавшая на тренировках на все сто команда будет с треском проигрывать аутсайдерам.


      Методики в наличии

      Предсезонка – уникальный период в хоккее, позволяющий разобраться с большим количеством проблем, существующих в любой команде и у любого игрока – сделать то, что по объективным причинам трудно или даже невозможно сделать во время игрового сезона. Только для того, чтобы извлечь пользу из летних тренировок, тренер должен уметь вычленить слабые звенья в игре своих подопечных, все проанализировать и сделать выводы об истинных причинах возникновения тех или иных недостатков, быть в состоянии их исправить. И грамотно построив в дальнейшем тренировочный процесс, добиться повышения тренированности каждого отдельного игрока и команды в целом. Все это должно делаться обязательно с учетом возраста и мастерства своих подопечных. Но сегодня те же детские тренеры сплошь и рядом бездумно копируют и переносят на «детский» лед крайне далекие от идеала тренировки мастеров, напрочь забыв о своей основной обязанности – научить мальчишек играть в хоккей.
      И последнее. Подводя итоги выступления нашей сборной на Олимпийских играх в Афинах, председатель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов сделал неожиданное признание. Наконец-то нашему спортивному руководству стало ясно, что за спинами немногочисленных нынешних российских чемпионов – пустота. Нет молодых, способных завтра или в недалеком будущем завоевывать медали для себя и для страны. Но оказывается, все потому, что у нас в стране нет методик подготовки спортивного резерва. И это касается не только провалившихся в Греции пловцов и гимнастов, но и футбола с хоккеем. А вот здесь, Вы, Вячеслав Александрович, заблуждаетесь! Есть у нас методики: и те, что разработаны давно и все еще действенны, и современные, более эффективные, каких и близко нет у западных тренеров.
      И писали мы о своих разработках где только можно. И рассказывали о них с каких только можно трибун. Только все это не нужно ни нашим спортивным руководителям, ни нашим тренерам. И до Вас, господин председатель, не достучаться: пробовали-с и неоднократно! Так что извините, не в тот огород камень!

В статье использованы материалы
еженедельной газеты " Весь Хоккей"
      

назад